Коучинг в жизни и бизнесе. Эссе

Автор: Инна Горбуленко

Коучинг в жизни и бизнесе

Каждый из нас по-своему представляет течение жизни. В поисках своего образа я перебрала много вариантов, пока передо мной не открылась картина широкой полноводной реки, по которой плывут корабли, кораблики, яхты, лодочки, челны, а где-то в глубинах прячутся подводные лодки и батискафы, лишь изредка всплывающие на поверхность.

У истоков этой реки путешествие начинают небольшие лодочки со скудным оснащением и совсем юными капитанами. Но чем дальше по течению, тем серьезнее оснастка, выше мачты или крепче корпус. И вот уже тут и там виднеются большие океанские лайнеры со сверкающими палубами и иллюминаторами, романтичные парусники с деревянной обшивкой, трудяги-пароходы с дымными трубами или груженые баржи, медленно двигающиеся по течению. Где-то в середине реки кто-то из этого плавучего флота обрастает целой флотилией из лодочек и суденышек, которые то следуют за ним по пятам, то отправляются в самостоятельное плавание под руководством уже окрепшего юнги, а кто-то так и продолжает свое путешествие в задумчивом одиночестве.

Только от капитана зависит, каким будет его корабль. Только капитан решает, будет ли он плыть по течению, не спеша преодолевать необозримые пространства или мчаться вперед на всех парах. Но для каждого корабля рано или поздно наступает момент, когда курс потерян, или ветры занесли его в тинистую бухту, из которой не видно пути вперед, или наступил полный штиль и ветер больше не раздувает скучающие паруса.

Кто-то из капитанов принимает решение бросить якорь и переждать, кто-то суетливо и бестолково маневрирует, но есть и такие, которые приглашают на борт лоцмана и при его чуткой и профессиональной поддержке преодолевают все временные трудности.

И пусть это не идеальное сравнение, но я бы сравнила коуча именно с таким лоцманом, который встает рядом с капитаном и поддерживает его на пути изменений.

Ролики, красная паста и восклицательный знак

Углубившись в размышления после очередной коуч-сессии, где мы с клиенткой работали над отношениями с сыном, я выхожу во двор, залитый солнцем и полный криками детворы, и вижу малышку, которая только-только стала на ролики. Она неуклюже двигается в мою сторону, старательно сохраняя равновесие, как вдруг раздается мамин оглушительный окрик: «Ты на свои ноги смотри, а не на тетины! Сейчас шлепнешься и будешь реветь! Так никогда ничему не научишься!»…

Мой сын-первоклассник никак не мог подружиться с чистописанием. Это занятие казалось ему скучным и утомительным. Читая по несколько книг в неделю, декламируя с выражением рассказы и стихи, Аркадий ни в какую не мог справиться с копированием предложений, которые на ходу теряли буквы и знаки препинания, превращаясь в несчастных мутантов.

Все уговоры быть более внимательным и дополнительные задания в прописях к результату не приводили. Ситуацию ухудшали бесконечные замечания в тетради, записанные красной ручкой и снабженные двумя-тремя восклицательными знаками. Красная паста и восклицательные знаки сделали свое дело: к концу учебного года Аркадий объявил мне, что больше всего на свете он ненавидит русский язык.

Если честно, я очень переживала и расстраивалась, пока в один прекрасный день не сказала сама себе: «Коуч ты или не коуч в конце концов? Где же твой коучинговый подход к собственному сыну?» — и начала действовать.

Так появилась сказка «Как Аркаша с чистописанием подружился».

Напечатанный текст вырезался небольшими отрывками и вклеивался в обычную тетрадь для прописей. Следующий отрывок (а значит и поворот сюжета) можно было вклеить только после того, как переписывался предыдущий. Качество каждого переписанного фрагмента Аркаша сам оценивал по шкале от 1 до 10-ти. При этом ошибки, замеченные и исправленные Аркадием самостоятельно, не только не снижали отметки по шкале, а наоборот повышали их. Чтобы еще больше усилить мотивацию, я предложила сыну выбрать себе приз, который он получит как только наберет десять 10-к.

И хотя Аркадий еще только на середине пути к дружбе с чистописанием, его переполняет энтузиазм и интерес, а от отвращения к письму не осталось и следа. И он, и я знаем, что к концу лета у него все обязательно получится.

Всему свое время

Любой собственник бизнеса мечтает о самомотивированных сотрудниках, которые работают энергично и осознанно, и я не являюсь исключением.

Именно для этого я начала активно применять коучинговые подходы в своей компании. И если с партнерами и руководителями это приносило очевидные результаты, то с другими сотрудниками дело обстояло гораздо сложнее. Мое искреннее желание дать сотруднику возможность самому найти решение и выполнить задачу наилучшим образом, наталкивалось на недоумение, растерянность и непонимание. Апофеозом стал разговор с менеджером Денисом, который в сердцах мне бросил: «Ну вот, Инна Валерьевна, Вы такие вопросы задаете… . Да не знаю я, как на них ответить!».

Разгадка на мое «Почему не работает?» и «Что я делаю не так?» пришла вместе с «лестницей компетенций». Это помогло мне понять, что работать в формате открытых вопросов с сотрудниками, уровень компетенций которых находится на ступеньке «осознанной некомпетентности», не просто не эффективно, а скорее вредно.

Только переход сотрудника на уровень «осознанной компетентности» позволяет ему самостоятельно искать ответы на открытые вопросы своего руководителя и находить наилучшее решение задачи.

Изменения неизбежны, или Зачем мне коучинг

О коучинге я узнала лет пять назад, и уже тогда меня поразило то гуманистическое и оптимистическое начало, которое насквозь пронизывает коучинг как подход к человеку, к его настоящему и будущему. Я уверена, что если бы большинство людей руководствовалось 5-тью принципами Милтона Эриксона, наш мир был бы намного лучше.

В своей жизни я всегда исходила из того, что «все течет, все изменяется», но автором этих изменений хочу быть по большей части я сама.

Начав практиковать коучинг, я поняла, насколько важно моим клиентам привнести в свою жизнь осознанность и осмысленность, научиться управлять изменениями, а для многих — просто начать жить заново именно своей жизнью, а не той, которую им навязывало окружение или обстоятельства.

Я уверена, что с помощью коучинга капитанов, которые видят перед собой цели и уверенно идут к ним, в том числе и с моей помощью, будет становиться все больше.